Отчёт начальника УМВД Д.В. Свинова о деятельности полиции Курганской области за 2019 год перед депутатами областной Думы (24.03.2020)

Отчёт о деятельности полиции Курганской области за 2019 год

(областная Дума, 24.03.2020)

Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Уважаемые депутаты! Уважаемые участники

заседания!

Добрый день. Вы представляете своих избирателей, проживающих во всех районах области, являетесь успешными людьми, достигшими серьезных высот в выбранной профессиональной деятельности, поэтому прошу воспринимать мое выступление не как отчет об успехах полиции, а как доклад о тех проблемах, которые существуют в нашем регионе и которые, я уверен, нам под силу решить совместными усилиями. Я, как начальник УМВД, готов к конструктивному диалогу с каждым из вас.

В 2019 году основные усилия полиции Курганской области были сосредоточены на решении задач борьбы с преступностью, на охране общественного порядка, обеспечении личной и имущественной безопасности граждан, профилактике правонарушений.

При этом учитывались современные реалии, новые принципы нашей работы и приоритеты, определенные Федеральным законом
«О полиции», требования Президента и Министерства внутренних дел.

Считаю, что в прошедшем году нами был сохранен контроль над оперативной обстановкой в Зауралье. При этом по ряду направлений результативность и качество выполнения правоохранительных задач заметно улучшились.

В полном объеме реализованы меры по обеспечению правопорядка при проведении массовых общественно-политических мероприятий, в том числе избирательных кампаний. При этом не зафиксировано групповых нарушений законности, резонансных правонарушений.

Всего в прошедшем году в органы внутренних дел поступило 262 тысячи заявлений и сообщений о происшествиях, что на 7 процентов больше, чем год назад (2018 г. – 245 тыс.) (слайд № 1). Росту числа обращений граждан способствовало проведенное реформирование службы «02» в УМВД России по городу Кургану, в рамках которого была увеличена штатная численность операторов этой службы и, тем самым, расширена возможность гражданам оперативно дозвониться по указанному номеру. 

Несмотря на рост регистрации заявлений, на 2 процента меньше зафиксировано преступлений – 17 тысяч 101 (2018 г. – 17 460), что в определенной степени связано с более эффективной работой органов правоохраны по профилактике преступности.

Реализацией комплекса профилактических мер удалось снизить число разбойных нападений (-47,4%), грабежей (-25,9%), угонов
(-24,9%), квартирных (-19,1%) и дачных (-31,5%) краж, хищений транспортных средств (-16,3%), фактов умышленного уничтожения имущества (-29,4%).

Планомерными превентивными мероприятиями удалось повлиять на 22-х процентное снижение (с 454 до 355) тяжких и особо тяжких преступлений против личности.

При этом уменьшилось число умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (-14,2%), преступлений против половой неприкосновен-ности (-24,4%), в том числе изнасилований (-10,3%).

Закономерным итогом стало уменьшение на 6 процентов общего числа лиц, погибших в результате преступных посягательств
(с 209 до 196).

Кроме того, общими усилиями органов внутренних дел и системы профилактики сокращен уровень подростковой (-11,6%), рецидивной
(-2,1%), пьяной(-8,6%) и бытовой (-19,7%) преступности.

Стабилизировалась оперативная обстановка в общественных местах, в том числе на улицах населенных пунктов области. Число совершенных здесь преступлений снизилось на полтора и на 3 с половиной процента соответственно.

В итоге наша область занимает 10-е место в рейтинге регионов России с наименьшим удельным весом преступлений в общественных местах в общем массиве преступности (24,0%) и первое – среди субъектов Уральского федерального округа.

В немалой степени этому способствовали проведенные организационно-штатные коррективы, в результате которых, в том числе за счет сокращения областного аппарата УМВД, в 6-ти террайорганах области (это межмуниципальные отделы «Петуховский», «Макушинский», «Щучанский», «Притобольный», «Варгашинский» и «Юргамышский») были созданы строевые подразделения патрульно-постовой службы. Тем самым мы полностью окончили формирование подразделений ППС во всех террайорганах области. 

Внесение серьезных корректив в систему контроля за раскрытием преступлений, активное задействование в этой работе следственно-оперативной группы УМВД и криминалистической лаборатории позволили повысить эффективность их раскрываемости.

В 2019 году установлены личности преступников, причастных к совершению 10-ти с половиной тысяч преступлений (всего 10 454). Их раскрываемость достигла 61,9 процента, что значительно выше среднего показателя по России (53,5%) и Уральскому федеральному округу (55,6%) и на полтора процента превышает собственный показатель 2018 года (60,4%).

Эффективнее раскрывались факты умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования, разбои, грабежи, вымогательства, мошенничества, кражи, в том числе из квартир и частных домов.

В минувшем году выявлено и привлечено к уголовной ответственности 42 участника организованных преступных групп, изобличенных в совершении 86-ти тяжких и особо тяжких преступлений.

При этом в августе прошлого года возбуждено уголовное дело по факту организации преступного сообщества и участия в нем, в сферу интересов которого входило изготовление и распространение нелегальной алкогольной продукции. В настоящее время оно направлено в суд. Особо хочу подчеркнуть, что последний раз такие уголовные дела документировались в Курганской области в 2014 году.

Почти на 10 процентов больше (с 270 до 294) раскрыто сотрудниками полиции преступлений, связанных со сбытом наркотиков. Как итог этой деятельности – почти в полтора раза – с 50-ти до 75-ти килограммов вырос по области общий вес изъятых из незаконного оборота наркотических средств (по оконченным уголовным делам).

В 2019 году результативнее выявлялись полицейскими тяжкие и особо тяжкие экономические (+0,9%) и коррупционные (+33,1%) преступления. Увеличилоськоличество привлеченных к уголовной ответственности фигурантов таких дел (+9,4%).

Уважаемые депутаты, пользуясь случаем, хочу выразить Вам особую признательность за то, что в течение последних лет большинство инициатив УМВД по внесению изменений в законодательство находили у Вас понимание и поддержку.

Итогом нашей совместной работы стало завершение процесса по изменению регионального законодательства, направленного на конкретизацию перечня оснований материального стимулирования народных дружинников. Уверен, что внесенные изменения повысят заинтересованность граждан в участии в мероприятиях по охране правопорядка на территории Зауралья.

Говоря об участии населения в правоохранительной деятельности, с положительной стороны хочу отметить акцию «Стоп – нелегальный алкоголь!», инициированную Губернатором, которая стартовала с начала текущего года. Население откликнулось, мы уже получили более 100 обращений от граждан о фактах нелегального распространения алкогольной продукции, 13 из которых нашли свое подтверждение, четверо жителей уже поощрено.

В настоящее время по инициативе Губернатора данный формат работы с населением расширяется и дополняется другими направлениями, такими как поощрение граждан за информацию о торговле наркотиками, о поджогах лесных массивов, о незаконном обороте оружия.

Не дожидаясь внесения изменений в федеральное законодатель­ство о запрете оборота некурительных никотинсодержащих сме́сей, так называемых «снюсов», в 4 квартале прошлого года нами была начата работа по противодействию их распространению на территории Курганской области.

В рамках её нами проведены крупномасштабные рейдовые мероприятия, в ходе которых проверено 76 торговых объектов, изъято 4 тысячи 273 упаковки таких товаров, возбуждено 3 уголовных дела по части 1 статьи 238 УК РФ (оборот товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

В прошедшем году мы существенно активизировали работу и по пресечению административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (слайд № 13).

В целом сотрудниками полиции пресечено 74 тысячи таких деяний, что на 6 с половиной процентов больше, чем годом ранее. При этом эффективней велась работа по документированию фактов распития спиртных напитков и появления в пьяном виде в общественных местах (+12,9%), в сфере незаконного оборота алкогольной продукции (+1,6%). 

Во взаимодействии со службой судебных приставов организовали качественную работу по взысканию неуплаченных штра́фов. К ответственности за уклонение от своевременной уплаты штрафных санкций (ст. 20.25 КоАП РФ) привлечено более 7-ми тысяч граждан, что больше показателя 2018 года на 17 процентов. В результате принятыми мерами удалось взыска́емость штрафов с 73-х до 81-го процента.

С октября 2018 года мы также активно работаем по 3-м статьям Закона Курганской области об административных правонарушени­ях. В прошлом году сотрудниками полиции составлено 1 833 таких протокола, за уплату штра́фов по которым в областной бюджет перечислен 1 миллион 862 тысячи рублей.

Результативность нашей работы по противодействию преступности во многом зависит от эффективности взаимодействия с Вами, уважаемые депутаты, в решении проблем, связанных с несовершен-ством действующего законодательства.

Далее в своем выступлении я детально остановлюсь на наиболее актуальных из них, по которым вижу необходимость законодательных инициатив.

1) Значимым направлением работы органов внутренних дел является обеспечение безопасности дорожного движения.

В 2019 году управление транспортом в состоянии опьянения послужило причиной совершения почти каждого 8-ого дорожно-транспортного происшествия, зарегистрированного на территории Курганской области.

Управление транспортным средством в алкогольном опьянении и отказ от медосвидетельствования подпадают под часть 1 статей 12.8 и 12.26 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающих только штраф и лишение права управления. Административного ареста в санкциях данных статей нет. На практике это приводит к тому, что сотрудникам полиции приходится отпускать нарушителей. Хорошо, когда это просто остановка в ходе рейда, а если это ДТП да еще с тяжкими последствиями? В тоже время статья 20.21 нахождение в нетрезвом виде в общественном месте сразу предусматривает административный арест, таким образом нахождение в пьяном виде за рулем фактически является смягчающим обстоятельством, что противоречит здравому смыслу.

Полагаем, что дополнение действующих санкций по частям первым статей 12.8 и 12.26 КоАП за такие правонарушения наказанием в виде административного ареста на срок от 10-ти до 15-ти суток позволило бы исключить подобные факты, поскольку правонарушители могли бы оперативно исключаться из процесса дорожного движения путём помещения до суда на срок до 48-ми часов в специальные помещения для содержания задержанных лиц отделов полиции, а после рассмотрения судом – в спецприёмники для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

2) Ещё одной серьезной проблемой в сфере безопасности дорожного движения являются правонарушения, связанные с проездом регулируемых перекрёстков и пешеходных переходов на запрещающий сигнал светофора. В случае совершения ДТП по этой причине, высокая тяжесть последствий для пешеходов гарантирована.

В то же время, как показывает статистика, количество «любителей проехаться на красный свет» в области с каждым годом только растет.

Одной из причин такой ситуации является низкий порог штрафных санкций, предусмотренных законодательством за указанные правонарушения: всего 1 тысяча рублей – или 500 рублей с учетом 50-процентной «скидки» при уплате штрафа в 20-дневный срок, который для правонарушителей не является особо обременительным.

Ужесточение существующего вида наказания за проезд регулируемых перекрёстков и пешеходных переходов на запрещающий сигнал светофора, совершённый впервые, позволило бы значительно сократить количество подобных фактов, поскольку водители, осознавая серьёзную меру ответственности, будут стремиться к соблюдению требований правил дорожного движения.

С учётом этого, считаю целесообразным повысить размер санкции части 1 статьи 12.12 КоАП РФ с одной до трех тысяч рублей.

3) Сегодня остро стоит проблема торговли алкоголем, в том числе контрафактным, на предприятиях общественного питания (рестораны, кафе, бары, закусочные, кальянные), которым в соответствии с действующим законодательством дано право осуществлять реализацию алкогольной продукции без ограничений по времени.

Ни для кого не является откровением, что подобные «питейные» заведения становятся эпицентром совершения всякого рода преступлений и административных правонарушений.

В соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ административно приостановить их деятельность возможно только на основании постановления суда по ходатайству органов прокуратуры. Однако, в настоящее время из-за бюрократических проволочек данный механизм не работает.

Как результат – за весь 2019 год на территории Зауралья не была приостановлена деятельность ни одного предприятия общественного питания, реализующего в ночное время алкогольную продукцию, несмотря на наши неоднократные письма в органы прокуратуры.

Например, в прошедшем году сотрудниками полиции было задокументировано 4 факта незаконного оборота алкогольной продукции в баре «Егерь», расположенном по улице Пичугина в городе Кургане. По результатам их рассмотрения должностные лица данного «злачного заведения» на основании судебных решений были привлечены к административной ответственности. В октябре нами направлялось письмо в органы прокуратуры для принятия мер реагирования в пределах компетенции. Вместе с тем, решение о приостановлении деятельности этого бара так и не принято.

Решению этой проблемы могло бы поспособствовать наделение Департамента экономического развития Правительства Курганской области полномочиями по введению в отношении таких индивидуальных предпринимателей ограничения их права торговли алкоголем в своих заведениях в ночное время на срок до 90-то суток либо полного приостановления их деятельности на такой же срок.

4) Уважаемые депутаты, поскольку Вы представляете все муниципальные образования области и интересы проживающего в них населения, отдельно хотел бы остановиться на проблемных вопросах реализации муниципальных программ профилактики правонарушений.

Мы провели анализ, который показал, что за последние 3 года только за счет взыскания административных и уголовных штрафов, наложенных органами внутренних дел, муниципальные бюджеты пополнились более чем на 100 миллионов рублей.

Изучение мероприятий муниципальных программ показало, что 90 процентов из них к профилактике правонарушений имеет лишь косвенное отношение – в основном это спортивные турниры и соревнования среди подростков, патриотические мероприятия среди молодежи, изготовление баннеров, плакатов и памяток на правоохранительную тематику.

Реальных мероприятий, направленных на совершенствование профилактической работы, в них практически нет.

Так, в условиях глобальной цифровизации всех сфер нашей жизни – необходимо развивать видеонаблюдение в общественных местах, как это делается во многих регионах России. Однако, в абсолютном большинстве муниципальных программ профилактики (за исключением города Кургана, Каргапольского, Шатровского, Юргамышского и Далматовского районов), ничего подобного не заложено.

Кроме того, ни в одной из муниципальных программ в 2017 – 2019 годах не были заложены деньги на ремонт участковых пунктов полиции, а также на создание комфортных условий в органах внутренних дел для оказания государственных услуг населению.

В этой связи, уважаемые депутаты, прошу Вас лично вникнуть в содержание программ профилактики курируемых Вами городов и районов и инициировать перед главами муниципальных образований внесение в них дополнений по-настоящему нужными мероприятиями, которые бы соответствовали современным реалиям.

Со своей стороны, мы готовы внести конкретные предложения по каждой муниципальной программе.

В завершение своего выступления остановлюсь на проекте нового Кодекса Российской Федерации об административных правонару­шениях, который поступил к нам в феврале текущего года из МВД России для изучения и внесения предложений.

Тщательным образом изучив все его положения, вынужден констатировать, что на практике его исполнение существенно повысит и без того высокую нагрузку на органы внутренних дел. Если в действующем КоАП на полицию возложены задачи по документированию административных правонарушений по 180-ти составам, то в новой его редакции – по 203-м.

Так, например, проектом нового КоАП к компетенции полиции, помимо всего прочего, отнесено и пресечение выгула особо опасных собак без намордника. При этом хочу подчеркнуть, что, начиная с 2011 года, наша штатная численность постоянно оптимизируется в сторону ее уменьшения, а количество функций и задач, наоборот, только разрастается.

Поэтому при согласовании проекта нового административного кодекса прошу обратить внимание на заложенные в нем «риски».

 Уважаемый Дмитрий Владимирович!

Уважаемые депутаты!

Считаю, что эффективность работы полиции напрямую зависит от совершенства действующей законодательной базы, уровня взаимодействия с депутатским корпусом в решении проблемных вопросов противодействия преступности.

Их своевременное устранение позволяет нам более результативно решать задачи обеспечения правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан. 

Хочу еще раз выразить благодарность Вам, уважаемые депутаты, за оказание помощи в работе и за поддержание наших инициатив.

Спасибо за внимание.

Доклад окончен.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России